Региональная инновационная площадка

Обоснование инновационного проекта на тему: Многопрофильность учреждения СПО как условие повышения эффективности профориентационной работы в сельской местности.

В соответствии со Стратегией развития системы среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года основным направлением развития среднего профессионального образования Российской Федерации является обеспечение экономики страны квалифицированными кадрами, формирование кадрового потенциала для реализации задач роста и повышения конкурентоспособности российской экономики.

На современном этапе развития общества одна из важнейших задач – подготовка специалистов, соответствующих требованиям рыночной экономики. Подготовка подрастающего поколения к осознанному профессиональному выбору становиться жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершиться формированием реалистичного и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен.

Для предоставления качественных, современных и конкурентоспособных на сельскохозяйственном рынке образовательных услуг необходимо укрепить систему профессионального ориентирования на специальности/ профессии агропромышленного комплекса.

Профессиональная ориентация в современном обществе это не только совокупность мероприятий, которые позволяют человеку выбирать профессию с учетом его запросов и возможностей. Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная и многогранная проблема.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы на всех ступенях образования, начиная с дошкольного образования и заканчивая выпускниками школ.

Мы рассматриваем реализацию профориентационной деятельности как долгосрочный инновационный проект, состоящий из нескольких ступеней, каждая из которых рассчитана на срок — два года.

Первая ступень инновационного проекта подразумевает создание модели профориентационной работы сельскохозяйственного профиля в сельской местности, которая позволит выстроить четкий механизм консолидации образовательных организаций и выстраивание взаимоотношений «ДОУ – Школа – Техникум», детско-взрослой образовательной общности, обеспечивающую индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка, участвующего в данном проекте. Индивидуализация возможна на основе разработки модульного личностно-ориентированного содержания игровых мероприятий различного типа для дошкольников, профессиональных проб, предпрофильных курсов для школьников.

Вторая ступень проекта предполагает реализацию профориентационной работы в системе сетевого кластерного взаимодействия профессионального образовательного учреждения с учреждениями высшего профессионального образования и предприятиями агропромышленного комплекса, но это уже следующий период работы.

Инновационность представленного проекта заключается не просто в организации системы профориентационной работы, а в использовании специфики учреждения, а именно «многопрофильность», где каждое направление подготовки, а именно, 36.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология, 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 40.02.02 Правоохранительная деятельность, 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин, 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка, будет включено содержательно в реализацию проекта, ориентированного на специальности/ профессии, реализуемые в СПО, как краткосрочная перспектива, и закрепление молодежи на селе после окончания СПО, как долгосрочная перспектива.

Предлагаемый нами проект представляет различные этапы реализации профориентационной работы в сельской местности в рамках сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями и включает в себя проведение разнонаправленных профориентационных мероприятий в соответствии с дорожной картой.

Организация деятельности инновационной площадки будет построено на реализации эффективной модели сетевого взаимодействия по выявлению и развитию способностей детей, через вовлечение их в научно-исследовательскую и практико-ориентированную деятельность. Предполагается внедрение новых педагогических технологий и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора.

Предполагается вовлечение в совместную деятельность по данному направлению внутренних материально-технических ресурсов системы образования: школ округа, учреждения среднего профессионального образования, а также учреждений дополнительного образования.

В связи с реализацией НП «Образование» РП «Современная школа» на территории округа были открыты и успешно функционируют 7 центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

В рамках РП «Цифровая образовательная среда» на базе 2 образовательных организаций была сформирована модель цифровой образовательной среды (ЦОС).

На территории округа созданы и работают 3 детских мини-технопарка «Квантум».

В 2021 году на базе 7 школ округа открыты центры естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста», в которое поступило современное цифровое оборудование – химические и биологические цифровые лаборатории.

Все оборудование, полученное в рамках реализации мероприятий НП «Образование», в рамках сетевого взаимодействия будет эффективно использоваться в рамках реализации региональной инновационной площадки.

Кроме того, с 2017 года ГБПОУ СО «Сергиевский губернский техникум» присвоен статус ведущего техникума, обеспечивающего подготовку кадров по наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями, а также, является площадкой для проведения регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Самарской области по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». В настоящий момент площадка по компетенции «Эксплуатации сельскохозяйственных машин» оснащена современным оборудованием, соответствующим требованиям инфраструктурного листа WSR. Ежегодно студенты ГБПОУ СО «Сергиевский губернский техникум» принимают активное участие в чемпионатах WSR различного уровня по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин».

Таким образом, научно-исследовательская и практико-ориентированная деятельность обучающихся, с использованием цифровых технологий, в рамках организации работы региональной инновационной площадки, позволит сформировать профессиональные компетенции по приоритетным для региона направлениям (отраслям): экология и сельское хозяйство.

Предлагаемый проект решает несколько проблем: позволяет сформировать у детей разных возрастных групп представления о различных профессиях в сельской местности; выработать у обучающихся профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда, повысить привлекательность профессий и специальностей сельскохозяйственного профиля, по которым осуществляется подготовка в профессиональном образовательном учреждении, а также привлечение, закрепление и повышение мотивации к труду молодых специалистов на селе.

Директор ГБПОУ СО СГТ Симонова Наталья Александровна